• Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН)

    Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН) –  это человек, к которому можно обратиться с жалобой на несоблюдение учениками, учителями или родителями правил, предусмотренных Законом об образовании, уставом образовательного учреждения, правилами школьной  жизни.

    Он ведет индивидуальную просветительскую работу, правовое просвещение, разъяснение прав и обязанностей каждого участника учебно-воспитательного процесса.

    Приоритетным направлением работы Уполномоченного является защита прав несовершеннолетних.

    Если Вы считаете, что в образовательном процессе нарушены Ваши права и достоинство, обращайтесь к Уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса ООШ №16 – Макаровой Елене Петровне.

    О системе работы школьного омбудсмена

    Уполномоченный входит в состав социально-психологической службы и возглавляет конфликтную комиссию, работает совместно с Советом школы, администрацией, педагогическим Советом, родительским комитетом. Одним из направлений его деятельности является пропаганда правовых знаний.

    Правовое просвещение, изучение юридических документов, в т.ч. «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка», Конституции РФ, Устава лицея ведет на уроках, тематических классных часах, элективных курсах и спецкурсах. Один раз в год  проводится «День защиты прав детей» в форме коллективного творческого дела.

    Проводит деловые и ролевые игры «Я знаю свои права», «Я – гражданин России», пресс-конференции с представителями прокуратуры, судов, общественных правозащитных организаций (как правило, родителями).

    Ежегодно омбудсмен предоставляет доклад о нарушениях прав и соблюдении обязанностей участниками образовательного процесса в школе. Для педагогов проводится методологический семинар по корпоративной культуре. Правовая культура воспитывается, в первую очередь, в конкретной деятельности, в условиях социальной практики. Главная цель омбудсмена в учебном заведении – это формирование понимания того, что соблюдение субъективного и объективного права – это смысл и стиль жизни каждого педагога и школьника.

    Уполномоченный по правам участников образовательного процесса

    Уполномоченный по правам человека

    Должность Уполномоченного по правам человека (ОМБУДСМАН) учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года (предусмотрена пунктом “д” части 1 статьи 103) и призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод, “лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц”(Энциклопедический словарь “Конституция Российской Федерации”)

    Уполномоченный по правам участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН) – это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом наделяется полномочиями по соблюдению законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием,” образованием и профилактикой нарушения нрав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

    Уполномоченный по правам в образовательном учреждении – ЭТО взрослый участник образовательного процесса (не член администрации), к которому можно обратиться:

    – если считаете, что Ваши права или права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса

    – если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы

    – за правовой консультацией (в рамках функционирования школы)

    – за информацией о существующих нормативных гигиенических требованиях к организации учебного процесса

    – если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию

    образовательного учреждения.

    Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного:

    В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

    Основные цели и задачи Уполномоченного:

    – всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса

    – оказание помощи законным представителям в регулировании детско-родительских взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у участников образовательного процесса навыков самостоятельной жизни

    – обеспечение взаимодействия семей, учителей, законных представителей и участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав

    – содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

    Права и обязанности Уполномоченного:

    Уполномоченный имеет право:

    – посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления и педагогического совета и совещания при директоре общеобразовательного учреждения

    – получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса

    – проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку фактов нарушения прав, свобод и интересов участников образовательного процесса

    – заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса

    выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса.

    Уполномоченный обязан:

    – содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров

    – вносить рекомендации (письменные и устные), предлагать меры для разрешения конфликта

    – предоставлять свое мнение, оценки и ‘ предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса органам самоуправления образовательного учреждения, педагогическому совету и администрации образовательного учреждения

    – предоставлять педагогическому совету образовательного учреждения, Уполномоченному по правам человека  отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года

    – не разглашать конфиденциальные сведения, без согласия заявителя.

    Процедура рассмотрения Уполномоченным обращений.

    Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, законных представителей), касающиеся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.

    Жалоба в письменной или устной форме подается Уполномоченному в срок не позднее 12 месяцев со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

    Уполномоченный, получив жалобу:

    – в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения жалобы принимает ее к рассмотрению

    – указывает на другие меры, которые могут быть предприняты для защиты прав заявителя

    – обращается к администрации образовательного учреждения с ходатайством о проведении проверки по фактам выявленных нарушений

    – обращается за разъяснениями к Уполномоченному по правам человека

    – передает обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;

    Уполномоченный должен отказаться от принятия жалобы, не относящейся к его компетенции, аргументируя отказ.

    Взаимодействие Уполномоченного:

    Уполномоченный взаимодействует с:

    – органами управления образованием

    – Уполномоченным по правам человека

    – комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав

    – отделом по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

    – органами опеки и попечительства.

    Профилактика конфликтов

    При вступлении в конфликт:

    – определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);

    – определите ваши ценностные альтернативы;

    – выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;

    – проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);

    – определите причины возникновения конфликта;

    – проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;

    – выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;

    – определите свои задачи ;

    – выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов.

    Возьмите на себя управление разрешением конфликта:

    – проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.);

    – в начале переговоров используйте «Я–сообщение», «Активное слушание»;

    – дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;

    – не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;

    – обосновывайте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.

    Как избежать ненужных конфликтов?

    Существует ряд правил:

    – не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;

    – прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;

    – попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;

    – не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступков;

    – заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;

    – умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;

    – признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;

    – если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.