Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН)
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН) – это человек, к которому можно обратиться с жалобой на несоблюдение учениками, учителями или родителями правил, предусмотренных Законом об образовании, уставом образовательного учреждения, правилами школьной жизни.
Он ведет индивидуальную просветительскую работу, правовое просвещение, разъяснение прав и обязанностей каждого участника учебно-воспитательного процесса.
Приоритетным направлением работы Уполномоченного является защита прав несовершеннолетних.
Если Вы считаете, что в образовательном процессе нарушены Ваши права и достоинство, обращайтесь к Уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса ООШ №16 – Макаровой Елене Петровне.
О системе работы школьного омбудсмена
Уполномоченный входит в состав социально-психологической службы и возглавляет конфликтную комиссию, работает совместно с Советом школы, администрацией, педагогическим Советом, родительским комитетом. Одним из направлений его деятельности является пропаганда правовых знаний.
Правовое просвещение, изучение юридических документов, в т.ч. «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка», Конституции РФ, Устава лицея ведет на уроках, тематических классных часах, элективных курсах и спецкурсах. Один раз в год проводится «День защиты прав детей» в форме коллективного творческого дела.
Проводит деловые и ролевые игры «Я знаю свои права», «Я – гражданин России», пресс-конференции с представителями прокуратуры, судов, общественных правозащитных организаций (как правило, родителями).
Ежегодно омбудсмен предоставляет доклад о нарушениях прав и соблюдении обязанностей участниками образовательного процесса в школе. Для педагогов проводится методологический семинар по корпоративной культуре. Правовая культура воспитывается, в первую очередь, в конкретной деятельности, в условиях социальной практики. Главная цель омбудсмена в учебном заведении – это формирование понимания того, что соблюдение субъективного и объективного права – это смысл и стиль жизни каждого педагога и школьника.
Уполномоченный по правам участников образовательного процесса
Уполномоченный по правам человека
Должность Уполномоченного по правам человека (ОМБУДСМАН) учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года (предусмотрена пунктом “д” части 1 статьи 103) и призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод, “лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц”(Энциклопедический словарь “Конституция Российской Федерации”)
Уполномоченный по правам участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН) – это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом наделяется полномочиями по соблюдению законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием,” образованием и профилактикой нарушения нрав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
Уполномоченный по правам в образовательном учреждении – ЭТО взрослый участник образовательного процесса (не член администрации), к которому можно обратиться:
– если считаете, что Ваши права или права Вашего ребенка нарушены как участника образовательного процесса
– если возникло недопонимание между Вами, Вашим ребенком и учителем, классным руководителем, администрацией школы
– за правовой консультацией (в рамках функционирования школы)
– за информацией о существующих нормативных гигиенических требованиях к организации учебного процесса
– если хотите внести предложения по усовершенствованию и развитию
образовательного учреждения.
Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного:
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
Основные цели и задачи Уполномоченного:
– всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса
– оказание помощи законным представителям в регулировании детско-родительских взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у участников образовательного процесса навыков самостоятельной жизни
– обеспечение взаимодействия семей, учителей, законных представителей и участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав
– содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Права и обязанности Уполномоченного:
Уполномоченный имеет право:
– посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления и педагогического совета и совещания при директоре общеобразовательного учреждения
– получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса
– проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку фактов нарушения прав, свобод и интересов участников образовательного процесса
– заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса
выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса.
Уполномоченный обязан:
– содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров
– вносить рекомендации (письменные и устные), предлагать меры для разрешения конфликта
– предоставлять свое мнение, оценки и ‘ предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса органам самоуправления образовательного учреждения, педагогическому совету и администрации образовательного учреждения
– предоставлять педагогическому совету образовательного учреждения, Уполномоченному по правам человека отчет о своей деятельности с выводами и рекомендациями по окончании учебного года
– не разглашать конфиденциальные сведения, без согласия заявителя.
Процедура рассмотрения Уполномоченным обращений.
Уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, законных представителей), касающиеся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.
Жалоба в письменной или устной форме подается Уполномоченному в срок не позднее 12 месяцев со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Уполномоченный, получив жалобу:
– в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения жалобы принимает ее к рассмотрению
– указывает на другие меры, которые могут быть предприняты для защиты прав заявителя
– обращается к администрации образовательного учреждения с ходатайством о проведении проверки по фактам выявленных нарушений
– обращается за разъяснениями к Уполномоченному по правам человека
– передает обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;
Уполномоченный должен отказаться от принятия жалобы, не относящейся к его компетенции, аргументируя отказ.
Взаимодействие Уполномоченного:
Уполномоченный взаимодействует с:
– органами управления образованием
– Уполномоченным по правам человека
– комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
– отделом по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
– органами опеки и попечительства.
Профилактика конфликтов
При вступлении в конфликт:
– определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);
– определите ваши ценностные альтернативы;
– выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;
– проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);
– определите причины возникновения конфликта;
– проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;
– выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;
– определите свои задачи ;
– выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов.
Возьмите на себя управление разрешением конфликта:
– проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.);
– в начале переговоров используйте «Я–сообщение», «Активное слушание»;
– дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;
– не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;
– обосновывайте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.
Как избежать ненужных конфликтов?
Существует ряд правил:
– не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;
– прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
– попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
– не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступков;
– заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
– умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
– признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
– если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.